12, Октябрь 2016

В ожидании роста

Российский автомобильный рынок лихорадит уже второй год — продажи падают даже по сравнению с неблагополучным 2015 годом, а цены на автомобили продолжают постепенно расти. Эксперты рынка считают, что ситуация была вполне прогнозируемой, а ждать положительной динамики придется как минимум до следующего года.


Фото: Getty Images Russia

За первые восемь месяцев 2016 года вРоссии было продано 830тыс. легковых автомобилей, что на16% меньше, чем зааналогичный период прошлого года. Эксперты считают, что даже вусловиях стабилизировавшегося рубля экономическая конъюнктура рынка остается неблагоприятной, апокупательная способность населения— невысокой. Директор помаркам ГК«Автоспеццентр» Александр Зиновьев уверен, что серьезной проблемой для рынка выступает ипродолжающийся рост цен наавтомобили. «Стоимость новых автомобилей запоследние два года выросла на35%, при этом модельный ряд сократился на40%. Вероятно, производители идальше будут выводить срынка наименее популярные модели»,— отмечает эксперт.

При этом глобальных изменений впредпочтениях покупателей непроисходит— самыми популярными среди массовых остаются B-класс исегмент компактных кроссоверов, относительная доля которых нарынке даже немного растет. Авот популярный прежде гольф-класс теряет позиции. «Из-за повышения цен средний класс опускается ниже, экономя деньги. Ачасть покупателей вообще ушли всегмент автомобилей спробегом, который сейчас пошел врост»,— говорит вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. Кроме того, напоминает эксперт, именно намашины нижнего среднего сегмента распространяются программы господдержки.

Опрошенные РБК+ специалисты ГК«Независимость» утверждают, что увереннее других вэтой ситуации себя чувствуют премиальные марки, поскольку ихпокупатели менее подвержены негативным экономическим тенденциям ине видят смысла откладывать покупку автомобиля. Кроме того, премиум-бренды постоянно расширяют модельныйряд, открывая все новые сегменты. «Новые модели позволяют снизить порог входа вэтот сегмент иделают его более привлекательным для покупателей»,— отмечает представитель дилерской сети.

Если втрадиционном премиум-сегменте продажи хотя имедленнее рынка, новсе-таки тоже падают, тосбыт сверхроскошных автомобилей вРоссии, напротив, увеличивается. Руководитель Rolls-Royce Motor Cars покорпоративным коммуникациям вВосточной Европе иСНГ Франк Тиманн рассказал РБК+, что сейчас автомобиль уже воспринимается предметом инвестиций. «Мы приходим квыводу, что многие клиенты считают период экономической нестабильности лучшим временем для инвестиций впредметы роскоши, неподвластные времени. Около 80% когда-либо собранных моделей Rolls-Royce досих пор находу»,— отмечает топ-менеджер.

Эксперты ГК«Независимость» полагают, что предпосылок для восстановления рынка изаметного изменения ситуации сейчаснет: «Импортеры неготовы снижать цены, апокупательная способность населения все еще падает. Все это отодвигает реализацию сформировавшегося отложенного спроса, который помогбы стабилизировать продажи». Улучшения ситуации специалисты рынка ожидают только вчетвертом квартале текущего года. Представитель РОАД называет примерно теже сроки. «В следующем году или доконца этого года имеем шансы нащупатьдно. Побольшинству моделей импортеры отыграли девальвацию, подорожание будет несильным, инадо ждать хороших новостей отмакроэкономики»,— заключает Олег Мосеев.

Опрошенные РБК+ эксперты сходятся вомнении, что динамика продаж будет сильно зависеть отпрограмм господдержки, без которых ситуация нарынке уже внынешнем году былабы значительно хуже. «Самыми эффективными оказались программа утилизации старых автомобилей, атакже льготное автокредитование ильготный лизинг. Однако вМинэкономразвития полагают, что программы утилизации итрейд-ин уже исчерпали свои возможности, ипредлагают завершить ихв 2017 году»,— сетует Александр Зиновьев из«Автоспеццентра». Если это произойдет, говорит эксперт, следует ожидать резкого падения объемов продаж новых автомобилей, причем впервую очередь это затронет бюджетный сегмент.

При поддержке государства завосемь месяцев 2016 года было реализовано более 400тыс. новых автомобилей всех типов, изкоторых большая часть— попрограмме обновления автопарка. Заметно выросла ипродолжает расти доля продаж автомобилей вкредит. Поданным Национального бюро кредитных историй, впервом квартале 2016 года доля кредитных автомобилей составляла 37%, аво втором квартале достигла 44%. Олег Мосеев утверждает, что госпрограммы нетолько дали мощную поддержку рынку, нои вконечном счете принесли прибыль: «Государство выиграло, получив ввиде налогов больше, чем потратило наэту программу».

Судя повсему, государство продолжит поддерживать автопром, однако, как заявлял министр промышленности иторговли Денис Мантуров, меры будут касаться только тех секторов, которые непоказывают положительную динамику. Попредварительным данным, объем господдержки достигнет 50млрдруб., сохранятся программы льготного автолизинга иавтокредитования, агосударственные учреждения продолжат закупки новой техники для своих нужд. Нопрограмма обновления автопарка станет более целевой ибудет действовать только для определенных категорий покупателей иавтомобилей.

Кроме того, вследующем году Минпромторг намерен запустить программу стимулирования экспорта объемом 100 млрдруб., часть которых получат предприятия автопрома. Правительство намерено субсидировать затраты наподготовку автомобилей ктехническим нормативам экспортных рынков иоплачивать стоимость доставки машин дограницы.

Если вначале 2016-го аналитики прогнозировали снижение рынка кконцу года на5–10%, тосейчас эксперты считают более реальной цифру 13–14%. Впервом полугодии массовый сегмент продемонстрировал падение на15%, апремиальный— на8,5%, инет оснований полагать, что ситуация резко изменится кконцу года, говорит Александр Зиновьев.

Попрогнозам аналитиков агентства «Автостат», кконцу 2016 года вРоссии будет реализовано1,29 млн машин— на13,7% меньше, чем в2015-м. Лидером рынка сдолей 20% останется марка Lada, продажи которой достигнут четверти миллиона машин. Корейские бренды Kia иHyundai, предполагают эксперты, смогут реализовать по140тыс. машин, афранцузский Renault— около 100тыс. Вдесятку лидеров российского рынка попадут Toyota (93тыс.), Nissan (68тыс.), Volkswagen (70тыс.), Škoda (56тыс.), атакже Ford иMercedes-Benz (38тыс. автомобилей). При этом уFord, Škoda иUAZ, как иу премиальных Lexus иBMW, есть потенциал, чтобы продемонстрировать рост продаж относительно результатов 2015 года.

ОтA доF

Вкризис нетолько падают объемы продаж, ноеще иперераспределяется спрос между сегментами рынка. Покупатели хотят сэкономить, поэтому выбирают более доступную ипрактичную технику, отказываясь отдорогих эмоциональных покупок. Поданным агентства «Автостат», впериод сянваря поавгуст 2016 года вырос интерес кавтомобилям компактного B-класса икроссоверам, адоля всех остальных сегментов стала ниже.

Самое заметное падение спроса вРоссии испытывает гольф-класс— традиционный сегмент, прежде имевший солидную долю рынка. Во-первых, многие покупатели переориентировались насегмент бюджетных седанов, которые сейчас стоят столькоже, сколько два года назад просили замашины С-сегмента. Этим объясняется ирост интереса ккузовам типа седан— вбюджетном классе подавляющее большинство автомобилей являются именно четырехдверными. Во-вторых, рынок гольф-класса сузился сам посебе: еще впрошлом году были полностью распроданы запасы популярных моделей марок Opel иChevrolet, аимпортируемые французские машины стали слишком дорогими. Наконец, многие клиенты ушли всегмент компактных кроссоверов, которых нарынке становится все больше. Благодаря этим паркетникам сегмент SUV наряду сB-классом втекущем году показал рост.

Источник